Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Все для Учебы » Биография

Биография Моцарта
05.01.2012, 10:52


МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (крещен как Иоганн Кризостом Вольфганг Теофил) (27 
января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена), австрийский композитор, один из трех 
(наряду с Й. Гайдном и Л. ван Бетховеном) крупнейших представителей венской классической 
школы . 
Корни творчества 
Его отцом был способный и честолюбивый музыкант, сын переплетчика из Аугсбурга 
Леопольд Моцарт (1719-1787). В 1739 Моцарт-отец поступил на службу к графу 
Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом придворной капеллы 
князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность придворного композитора, а в 
1763 — придворного вице-капельмейстера. Леопольд Моцарт приобрел репутацию 
выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно всей Европе после публикации 
труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» (Versuch einer grundlichen Violinschule, 
1756), в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной 
теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты,
камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы, другие 
композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения собственной карьеры и 
всецело посвятил себя воспитанию детей. 
Гениальный ребенок 
В возрасте 6 лет 
Феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея 
проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для 
курфюрста Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и 
его сестра Мария Анна (Наннерль) (1751-1829). Стремясь создать наилучшие условия для 
профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов 
материальную выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и 
продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее 
путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились 
аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков 
композиции у И. К. Баха ,ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а 
также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии 
и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в 
конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого 
театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В 
середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую 
итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка» (в 1768 ее венская постановка сорвалась 
из-за интриг). 
Юный Моцарт 
Первые шаги 
1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-72 трижды выезжали в Италию. В 1770 
Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж. Б. Мартини 
(больше известного как Падре Мартини, 1706-84), был избран в болонскую Филармоническую 
академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта». Позднее в Милане 
были поставлены серената «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный 
Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем. Следующая поездка 
в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта 
должность при императорском дворе. В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по 
возвращении в Зальцбург — симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по 
уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, 
«дивертисментной» трактовки жанра симфонии. Не считая поездки в Мюнхен на премьеру 
оперы-буффа «Мнимая садовница» (начало 1775), период с 1774 до середины 1777 Моцарт 
провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа. 
Среди сочинений этого времени — несколько месс, все скрипичные концерты, шесть 
фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших 
концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации). 
Моцарт за инструментом 
Мангеймская школа 
В сентябре 1777 Моцарт в сопровождении своей матери отправился в Мюнхен и Мангейм. За 
четыре месяца пребывания в Мангейме Моцарт сблизился с Кристианом Каннабихом 
(1731-1798) — видным представителем мангеймской школы, которая с середины 18 в. до 
конца 1770-х гг. диктовала музыкальную моду всей Европе. За это время Моцарт сочинил ряд 
произведений для фортепиано и для флейты, однако его чувства и мысли были заняты 
главным образом юной певицей Алоизией Вебер. Основная цель поездки — подыскать для 
Моцарта подходящую должность — осталась недостигнутой. Из Мангейма Моцарт и его мать, 
повинуясь воле оставшегося в Зальцбурге Л. Моцарта, выехали в Париж. Этот визит также не 
дал практических результатов, если не считать успеха 31-й симфонии («Парижской»), 
сочиненной с учетом вкусов местной публики. Пребывание Моцарта в Париже было омрачено 
смертью матери (3 июля 1778). 
На службе у архиепископа 
Между тем Л. Моцарт убедил князя-архиепископа Иеронима фон Коллоредо вновь взять его 
сына на службу, на этот раз в качестве не только концертмейстера, но и придворного 
органиста. Моцарт принял это назначение неохотно, главным образом ради отца. В новую 
должность он вступил в январе 1779. До конца 1780 Моцарт создал ряд произведений для 
церкви, в том числе «Коронационную мессу», а также несколько симфоний (выделяется 
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, отмеченная мангеймским влиянием), 
оркестровых серенад, концертных арий и др. Однако основным предметом его устремлений 
оставался музыкальный театр, и он с радостью принял заказ на оперу-сериа для баварского 
придворного театра. В ноябре 1780 Моцарт выехал в Мюнхен, где провел ближайшие
месяцы, сочиняя и готовя к постановке оперу «Идоменей, царь Крита» на сюжет из греческой 
мифологии. Все это время он переписывался с отцом, через которого сообщал о ходе работы 
своему либреттисту Дж. Вареско (жившему в Зальцбурге); эта переписка позволяет судить об 
особенностях подхода Моцарта к оперному жанру. Премьера «Идоменея» 29 января 1781 
прошла с большим успехом. Партитура оперы отличается необычайно богатым, насыщенным 
и виртуозным оркестровым письмом (она создавалась для знаменитого мангеймского 
оркестра, который с 1778 находился в Мюнхене). Помимо разнообразных по форме и 
настроению арий и хоров, опера содержит глубоко выразительные речитативы и несколько 
ансамблей, в которых Моцарт впервые проявил свое мастерство многогранной и вместе с 
тем лаконичной обрисовки характеров. 
Семья Моцарта 
В роли свободного художника 
В марте 1781 архиепископ вызвал Моцарта в Вену, куда зальцбургский двор выехал для 
участия в торжествах по случаю вступления на императорский престол Иосифа II. В Вене 
недавний мюнхенский триумфатор вновь оказался в положении бесправного слуги 
архиепископа (последний ни разу не позволил Моцарту выступить в присутствии императора). 
Нежелание Моцарта терпеть произвол своего хозяина привело к росту напряженности в их 
отношениях; наконец, в мае Моцарт подал в отставку (или был изгнан) со службы. Поскольку 
надежды занять должность при императорском дворе не оправдались, Моцарт избрал жизнь 
свободного художника в городе, который он считал наилучшим местом для приложения своих 
талантов. В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих 
произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах 
(«академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 Моцарт получил незначительную 
должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан 
писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам 
доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее из-за
расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических 
неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал 
материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на певице Констанце Вебер (1762-1842), 
сестре Алоизии. 
«Похищение из сераля» и шесть квартетов 
В 1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на
намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя 
далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля (немецкой 
простонародной комедии с музыкой), Моцарт создал произведение с большими и сложными 
ариями и яркой, сочной оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком 
много нот, мой дорогой Моцарт»). «Похищение из сераля» имело большой успех и вошло в 
репертуар многих провинциальных трупп. Шесть масштабных, изобилующих контрастами и 
насыщенных полифонией струнных квартетов, созданных между 1782 и 1785, Моцарт
посвятил Гайдну. Моцарт восхищался творчеством Гайдна (в частности, его Квартетами соч. 
33). Гайдн, в свою очередь, говорил Леопольду Моцарту: «Ваш сын — величайший из 
композиторов, которых я знаю; у него есть вкус и, более того, есть совершенное знание 
композиторского ремесла». 
В 1782-86 одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это 
время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных 
выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Неизменно оставаясь в 
рамках традиционной схемы из трех частей, Моцарт всякий раз наполняет ее новым 
содержанием. В каждом из концертов неповторимым образом сочетаются виртуозный блеск, 
лирика (часто с оттенком печали) и симфонический размах. 
Музыкальный театр — одна из вершин Моцарта 
В 1783 Моцарт дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либретто 
(«Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), однако оба раза прекращал работу в самом начале. 
Между тем динамичный буффонный жанр соответствовал художественным пристрастиям 
Моцарта в большей степени, чем чрезмерно «формализованный» жанр оперы-сериа. Моцарт 
особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло 
(1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. 
Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее 
постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто 
удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой 
характеров. За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) 
последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио 
Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да 
Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», 
появилась в 1790. 
Свадьба Фигаро 
В текстах Да Понте соблюдены обычные условности итальянской оперы-буффа и веселой 
драмы: переодевания, «ансамбли замешательства» и «финалы действия», комические 
ситуации во взаимоотношениях господ и слуг и т. д. Вместе с тем основная идея всех трех 
опер глубока и серьезна: в жизнь обычных, ничем не примечательных людей вторгается 
нечто, превосходящее их способность к пониманию и подвергающее тяжелому испытанию их 
нестойкие души. В опере «Дон Жуан» это «нечто» прямо персонифицировано в демоническом 
образе главного героя. Глубинное содержание всех трех опер наиболее выразительно 
воплощается в «ансамблях замешательства» и «ансамблях противоречия», где голоса
персонажей-антагонистов сливаются в сложном и парадоксальном единстве.  
Категория: Биография | Добавил: Salavat96 | Теги: биография, Моцарта
Просмотров: 1483 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.1/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: